Поведенческие расстройства у детей
Почему возникает и как проявляется задержка речевого развития у детей
Если ребенок овладевает устной речью позднее, чем положено по возрастным нормам, специалисты дают ему логопедическое заключение «задержка речевого развития». Родителей тревожит, что малыш не говорит совсем или не хочет пополнять свой активный словарный запас. И это закономерно, ведь своевременное освоение норм языка – залог нормального развития. Ребенок с речевыми нарушениями, как правило имеет и поведенческие проблемы, справиться с которыми можно только в союзе с неврологом, психологом и логопедом.
Признаки ЗРР (задержки речевого развития)
В раннем возрасте ребенок мало гулит и лепечет, произносит однотипные звуки.
В год не реагирует на звуки, разговоры.
В возрасте 1,5-2 лет не может выполнить простейшее задание в устной форме.
В 2 года нет самостоятельно произнесенных слов.
В 2,5-3 года не овладел фразовой речью. Кстати, некоторые минуют этап отдельных слов и сначала молчат, набирая пассивный словарь, а потом сразу начинают говорить связными предложениями. Но это скорее исключение из правил.
Ребенку минуло 3 года, а он так и не заговорил или копирует героев сказок, мультфильмов.
Не хочет «говорить словами», выражает смысл и эмоции исключительно невербальными средствами (мимикой, жестами).
В чем причины задержки речевого развития?
Можно выделить две основные группы причин: физиологические и социальные.
К физиологическим (биологическим) относятся:
Органические поражения (перинатальные и в раннем возрасте) – мозговая дисфункция, недоношенность, родовые травмы, инфекции, поствакцинальные осложнения.
Нарушения слуха (тугоухость, недоразвитие и заболевания слуховых органов).
Не менее важное влияние оказывают и социальные причины:
Дефицит речевых контактов (в семье не развита культура общения, дома все погружены в гаджеты или просмотр телевизионных передач, ребенку уделяют мало внимания, взрослые вечно заняты).
Другая крайность – ребенка слишком опекают, угадывая его желания. Зачем говорить, если тебя и так понимают?!
Педагогическая запущенность, которая особенно распространена в неблагополучных семьях.
Слишком насыщенная информационная среда. На ребенка постоянно обрушивается такой поток сведений, что он не в состоянии его воспринимать и привыкает не вникать в смысл.
Отметим, что причину ряда нарушений диагностировать не удается. А вот создавать для малыша благоприятную речевую среду нужно в любом случае – это жизненно необходимо.