Общее недоразвитие речи у детей
Общее недоразвитие речи – это нарушение в формировании речи, которое сопровождается сложными речевыми расстройствами у детей без психических отклонений и с полноценным слухом. То, какие симптомы будут сопутствовать недугу полностью зависит от степени его тяжести. Для определения серьезности заболевания необходимо проконсультироваться с врачом-логопедом и пройти медицинское обследование. Лечение базируется на проверенных временем методах и заключается в работе специалиста, как с самим ребенком, так и с его родителями.
Причины
ОНР встречается примерно у 40% детей в возрасте до 7 лет. К заболеванию могут привести следующие факторы:
- гипоксия плода, приводящая к поражению центральной нервной системы;
- резус-конфликт материнской и детской крови;
- асфиксия в процессе родовой деятельности. Данное состояние сопровождается недостатком кислорода и очень часто приводит к удушью или псевдо-смерти;
- родовые травмы у новорожденного;
- курение, употребление алкоголя и наркотических веществ во время беременности;
Все перечисленные факторы приводят к задержке в развитии ребенка и как следствие, к нарушению цнс. Следовательно, после рождения, у малыша могут быть обнаружены множественные патологии, в том числе и тяжелое недоразвитие речи.
Также ОНР может появиться в процессе роста ребенка, если у него:
- часто возникают заболевания острого характера;
- имеются хронические недуги;
- были черепно-мозговые травмы.
Проблемы с речью у ребенка могут возникнуть из-за недостатка внимания со стороны родителей.
Симптомы
Дети с недоразвитием речи произносят свои слова гораздо позже сверстников – примерно в 4 года. При этом говорят они невнятно и окружающие с трудом разбирают слова. Это приводит к таким нарушениям как:
- проблемы с памятью;
- умственная отсталость;
- низкая концентрация внимания;
- изучение чего-то нового ребенку неинтересно.
В настоящее время выявлено четыре степени ОНР:
1 степень. Полное отсутствие речи. Малыш больше изъясняется жестами и звуками;
2 степень. Скудный словарный запас. Максимум на что способен ребенок – это на произношение не более 304 простых предложений;
3 степень. Ребенок может составить предложение, но при этом плохо произносит буквы и не задумывается над смысловой нагрузкой;
4 степень. Речь малыша похожа на речь детей без нарушений. Присутствуют нарушения при построении длинных фраз.
Преодоление общего недоразвития речи в обязательном порядке должно сопровождаться наблюдением логопеда.