Нарушение письма (дисграфия)
Дисграфия представляет собой нарушение процесса письма, обусловленное несформированной до конца психической функции, которая отвечает за контроль и реализацию письменной речи. Нарушение диcграфии серьезно мешает ученикам полноценно овладеть грамотой и грамматикой языка.
На ее наличие указывают постоянные повторяющиеся письменные ошибки, которые не исчезнут, если не проводить коррекционную работу.
Особенности дисграфии
Дисграфия у школьников преимущественно развивается вместе с дислексией, хотя они иногда встречаются порознь. Соответственно в этом случае коррекция дислексии и дисграфии осуществляется одновременно.
Данная патология вызвана нарушением высших психических функций, которая принимает участие в процессе письменной речи. По статистике она наблюдается у пятидесяти трех процентов учеников 2-го класса и около 39% учеников средних классов.
Школьники с дисграфией могут путать буквы, например букву «З» с буквой «Э». Пишут они неровно и медлительно. Почерк у них зачастую неразборчивый, мелкий или наоборот очень крупный. Кроме того страдающие этим нарушением дети часто не дописывают окончания, переворачивают буквы либо добавляют к словам лишние символы.
Виды дисграфии
Выделяют несколько форм дисграфии:
Артикулярно-акустическая. Неверное произношение, во время устной речи ребенок допускает те же ошибки что и на письме. Чтобы ее вылечить необходимо учиться правильно произносить звуки;
Акустическая дисграфия у младших школьников является наиболее распространенной. Нарушений в устной речи нет, но при письме ребенок путает буквы, повторяет их и совершает прочие ошибки;
Оптическая. Связано с трудностями в написании и различием букв;
Аграмматическая. Появляется вследствие несформированной речи, к примеру, при дизартрии. Школьник может неправильно склонять слова по родам и падежам или ставить их в неправильной последовательности.
Причины
Дисграфия может развиться на фоне недоразвития либо повреждения головного мозга, которое вызвано родовой травмой, энцефалитом или менингитом, инфекционными заболеваниями, тяжелыми соматическими болезнями.
Кроме того существуют социально-психологические факторы, которые способствуют появлению данной патологии. Например, если ребенок слишком рано начал обучаться грамоте или имеет слишком маленькое количество речевых контактов.
Часто дисграфией страдают дети с задержкой психического развития и с различными нарушениями в речи. У людей старшего возраста она может появиться после тяжелой черепно-мозговой травмы или инсульта.